• Оцінювання здобувачів
  • Результати моніторингу якості освіти
  • Оцінювання науково-педагогічних і педагогічних працівників
  • Перелік рекомендованих видань та веб ресурсів за галузями знань
  • Перелік рекомендованих електронних видань для галузі знань Право
  • Управління та адміністрування; Міжнародні відносини
  • Міжнародні освітні проєкти
  • ІНШІ ОРГАНІЗАЦІЙНО-РОЗПОРЯДЧІ ДОКУМЕНТИ
  • ОНП «Економіка»
  • ОНП «Право»
  • Освітні програми Академії
  • Бакалавр
  • Магістратура та друга вища освіта
  • Аспірантура та докторантура
  • Освітньо-професійна програма «Комп’ютерні науки»
  • Освітньо-наукова програма «Право»
  • Освітньо-наукова програма «Економіка»
  • Міжнародний освітній проект «Ukraine Global Faculty»
  • Наглядова рада Вищого навчального закладу «Національна академія управління»
  • Scholarships 2024 Technical University of Kosice
  • Головна
  • Наукова діяльність
  • Семінари
  • Підсумки міжнарожного наукового круглого ст ...
фото новини

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

Кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран

ЦЕНТР МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА

«Проблемы социально-экономического развития национальных государств и их регионов в условиях мировой рецессии»

13 июняв Воронежском государственном университете состоялась работа международного научного круглого стола «Проблемы социально-экономического развития национальных государств и их регионов в условиях мировой рецессии», участниками которого были представители вузов Украины (Национальной академии управления ( г. Киев) и Донецкого национального университета (г. Донецк)) и России, а также Правительства Воронежской области, Воронежской областной думы, ТПП Воронежской области, Государственного фонда поддержки малого бизнеса Воронежской области, молодые ученые, аспиранты, студенты ВГУ.

Организатор проведения мероприятия: Центр межрегиональных исследований кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Воронежского госуниверситета.

Директор Центра: к.э.н, доцент Дмитрий Ломсадзе.

Цель проведения круглого стола: Создание постоянно действующей площадки для работы межрегионального многопрофильного экспертного сообщества ученых и практиков России и Украины, осуществляющих совместные исследования по проблемам влияния негативных последствий мирового экономического кризиса на внутренние процессы социально-экономического развития отдельных стран и их регионов, в целях формирования и научного обоснования комплекса мер по выработке механизмов сбалансированной политики межрегионального сотрудничества трансграничных территорий.

В ходе круглого стола обсуждались такие вопросы как ««Проблемы обеспечения социальных стандартов в национальных государствах и их регионах в условиях мировой рецессии», «Приоритеты регионального развития в условиях мировой рецессии (на примере опыта Донецкой области Украины и Воронежской области России), «Характеристики и конкурентные преимущества социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс» в контексте стратегии расширения трансграничного сотрудничества Воронежской области с регионами Украины»

По мнению Сергея Ерохина, д.э.н., профессора, ректора Национальной академии управления (г.Киев), негативные последствия мирового экономического кризиса наиболее сильно проявились в сворачивании мировых рынков и резком сокращению внешнеэкономической деятельности стран с экспортно-ориентированной моделью национальных экономик. В частности для Украины, следствием этого явились дисбалансы международных расчетов, обусловленные возникновением устойчивых дефицитов платежного баланса по счету текущих операций. В условиях рецессии и общего спада потребления в мировой экономике, экспортная ориентация на глобальные рынки, как основа антикризисной стратегии и модель устойчивого развития перестала быть актуальной. Сокращение доходов украинского государственного бюджета и проблемы обслуживания внешних долгов, неизбежно приводят в действие механизмы секвестрования государственных расходов, что в свою очередь негативно отражается на реальном сокращении участия государства в программах стимулирования национальной экономики. Выполняя сложные задачи обеспечения социальных стандартов и выравнивания межрегиональных диспропорций уровней качества жизни населения, в условиях мировой рецессии украинские власти, по мнению Сергея Ерохина, должны быть последовательны и гибки в своей внешнеэкономической политике, и придерживаться в вопросах партнерства с Россией и Европейским союзом стратегии локализации рынков. В частности опыт ЕС по формированию и развитию еврорегионов, в условиях экономической рецессии может обеспечивать Украине и России использовать режимы «открытого доступа» и расширения горизонтальных экономических связей трансграничных регионов в качестве компенсационных мер стимулирования роста внутреннего регионального продукта и эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

По данным доклада, сделанного зам. руководителя департамента экономического развития Воронежской области Вадимом Дмитриевым, трансграничное сотрудничество традиционно является одной из наименее проблемных сфер взаимодействия России и Украины. Это обусловлено как естественными причинами, стимулирующими интеграционные процессы в регионах со сходным социально-экономическим и культурно-историческим ландшафтом, так и наличием политического запроса на подобные проекты со стороны Украины и России, в том числе и на межрегиональном уровне. Новые формы трансграничного сотрудничества на уровне регионов приобретают особое звучание в условиях мирового экономического кризиса. На настоящий момент на украинско-белорусском направлении запущено четыре проекта по модели «еврорегион»: «Днепр» (Брянская, Черниговская, Гомельская области); «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области), «Ярославна» (Курская и Сумская области); «Донбасс» (Ростовская, Воронежская Луганская и Донецкая области). «Днепр» и «Слобожанщина» были созданы в 2003 году, «Ярославна» в 2007 году, «Донбасс» в 2010 году. Анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в рамках подобных трансграничных формирований приобретают новое институциональное измерение, главным образом, традиционные социокультурные связи регионов России и Украины. На практическом уровне это выражается в интенсификации трансграничного диалога между региональными властями и обществом в форме обмена делегациями, взаимных визитах, проведении культурных мероприятий, активизации ярмарочной деятельности, реализации экологических проектов, инициатив в области образования и молодежной политики.

Следует отметить, что иные аспекты (таможенные, инфраструктурные вопросы, развитие приграничной торговли, сотрудничество в сфере транспорта и пр.) в рамках существующих еврорегионов развиваются недостаточно быстрыми темпами.

В тоже время, Воронежская область, в товарообороте которой Украина занимает более 60 процентов, не может не проявлять интерес в отношении перспектив присоединения к еврорегиону «Донбасс». Анализ «Стратегии социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» до 2020 года» позволяет понять актуальность данного шага для Воронежской области.

Во-первых, в качестве миссии данный документ предлагает международную интеграцию областей в экономической и социальной сферах, причем ее реализация предполагается через широкомасштабную и всеобъемлющую программу действий, в числе которых всестороннее экономическое развитие, развитие транспорта, науки, инноваций, улучшение качества жизни населения и пр. В целом реализация подобных целей оказала бы позитивное влияние на экономический рост Воронежской области и повышение благосостояния ее жителей.

Во-вторых, в качестве системообразующих для данного еврорегиона факторов в Стратегии фигурируют схожая отраслевая структура экономик и динамика социально-экономическая развития, а также общность проблем, с которыми сталкиваются все участники. В рамках первого фактора главными отраслями промышленности для них являются машиностроение, металлургия, легкая и пищевая промышленность. Структура и состояние АПК также не обладают серьезными различиями (специализация – растениеводство и мясомолочное животноводство). С этой точки зрения Воронежская область обладает схожим экономическим профилем, отличаясь тем, что в качестве ведущей отрасли в ней выступает химическая промышленность, т.е. в целом она органично вписалась бы в интеграционную архитектуру еврорегиона.

В-третьих, в группу системообразующих проблем в Стратегии отнесены: высокая дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития и инфраструктурного обеспечения; деградация промышленного потенциала, низкий уровень инновационной активности и неудовлетворительные темпы развития новых отраслей, снижение численности и старение населения, загрязнение окружающей среды. Все эти проблемы сохраняют актуальность и для Воронежской области, в той же степени, что и для большинства регионов России.

В своем докладе и видео презентации «Приоритеты регионального развития в условиях мировой рецессии: опыт Донецкой области», зав. кафедрой прикладной экономики и бизнес-администрирования Донецкого национального университета, д.э.н, , профессор Татьяна Орехова, постаралась наиболее полно представить свой регион и изложить экспертному сообществу наиболее актуальные проблемы его развития в контексте заявленной тематики круглого стола. В частности, докладчиком была представлена Концепция инновационного развития Донецкой области, реализуемая в рамках Стратегии экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года и Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года.

Как отмечено в Концепции, одним из действенных механизмов решения поставленных задач должно стать стимулирование создания территорий компактного размещения бизнеса - кластеров с развитой инфраструктурой, которая позволит оптимизировать деятельность производственных систем, активизирует развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, будет способствовать использованию преимуществ специализации компаний, образовывающей на этой основе мощный синергический эффект социально-экономического роста в регионе.

Мировой опыт доказывает, что предприятия, объединенные в единую группу или кластер, способны к быстрому экономическому развитию, жизнеспособному лидерству на внутренних и внешних рынках, значительному созданию новых рабочих мест, быстрому технологическому прогрессу. Больше двадцать лет кластерная политика с успехом применялась на уровне отдельных государств и регионов ЕС. На сегодня ЕС рассматривает кластерную политику как ключевой инструмент роста конкурентоспособности отраслей и регионов, повышения их инновационного потенциала и экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С 2008 года в Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ.

В течение последних лет вопросы создания и развития кластеров становятся одними из приоритетных направлений стратегии развития многих регионов Украины, в которых совместными усилиями облгосадминистраций, бизнеса, международных и неправительственных организаций начата реализация кластерных инициатив.

Докладчиком был сделан вывод о том, что в условиях финансово-экономического кризиса, одним из механизмов поддержки и развития конкурентоспособности региона должна стать эффективная межрегиональная трансграничная кооперация между предприятиями России и Украины, в том числе в рамках реализации Стратегии еврорегиона «Донбасс», что безусловно обеспечит реальное противодействие общей кризисной ситуации на основе синергетического эффекта и объединения конкурентных преимуществ регионов, как на внутреннем и так и на внешних рынках.

Тему конкурентних преимуществ еврорегиона «Донбасс» развил в своем докладе «Характеристика социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс»: конкурентные преимущества и специализации, вызовы и угрозы» заместитель . директора регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецк, доцент кафедры международной экономики, Донецкого национального университета, к.э.н.Хаджинов И. В. Выступающий отметил, что исторически приграничные территории союзных республик в составе СССР в большинстве случаев обладали большим количеством экономических, социокультурных и исторических связей. Распад СССР и образование границ между новыми государствами способствовали тенденции формирования преград между свободными взаимосвязями приграничных регионов. Однако, в современном мире одной из базовых тенденций выступает регионализация, и именно по данному пути идет ряд регионов ЕС, образуя между приграничными регионами стран-участниц ЕС «еврорегионы». Оценивая проблемы и перспективы развития еврорегиона «Донбасс» следует учесть ряд общих ключевых проблем:

Высокая дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития и инфраструктурного обеспечения. Указанная проблема имеет комплексный характер. Среди факторов, обуславливающих диспропорции социально-экономического и инфраструктурного развития, необходимо выделить, прежде всего, недостаточные темпы роста реального сектора экономики, что в совокупности со значительной дифференциацией территорий по уровню ресурсной обеспеченности приводит к сжатию экономики в пределы наиболее экономически развитых территорий, при одновременном гипертрофированном росте доли сферы услуг, главным образом, выполняющей функции перераспределения дохода, формируемого в реальном секторе и бюджетной сфере.

- Деградация промышленного потенциала. Критический износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий, неадекватная система инфраструктурного обеспечения ограничивают возможность производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции. Растёт деградация и увеличивается утрата кадрового потенциала промышленных предприятий, в результате социальная ситуация в промышленных центрах региона будет неустойчивой. При этом зачастую крупные предприятия, сохранившиеся со времен плановой экономики, располагают незагруженными производственными площадями и инженерной инфраструктурой, дефицит которых сдерживает активизацию инвестиционной деятельности. Потенциал роста многих подобных предприятий исчерпан, а развитие новых производств, отвечающих современным мировым требованиям, требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов.

- Низкий уровень инновационной активности и неудовлетворительные темпы развития новых отраслей. Несмотря на высокий научно-технический потенциал, Еврорегион «Донбасс» характеризуется недостаточным уровнем реализации промышленных инноваций, проявляющемся как в незначительном количестве предприятий, инициирующих инновационную активность, так и в незначительной доле инновационной продукции в общем объеме продукции. В немалой степени это объясняется тем, что регион не располагает достаточно эффективной региональной инновационной системой, обеспечивающей трансформацию научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях.

- Снижение численности и старение населения. Для участников Еврорегиона «Донбасс» в целом характерна негативная демографическая динамика снижения численности и старения населения, обусловленная рядом факторов. Низкая рождаемость обусловлена как социальными, так и экономическими факторами, среди которых необходимо выделить переход семей на малодетность, утрату семейных ценностей, низкий уровень жизни населения, жилищные проблемы и т.д. Высокая смертность населения, помимо естественных причин, также существенно обусловлена низким уровнем медицины, плохой экологией, высокой младенческой и материнской смертностью, высоким уровнем смертей от внешних причин и пр.

- Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы приграничных территорий имеют специфические особенности, связанные с необходимостью гармонизации экологического законодательства и выработкой двусторонней согласованной политики в области защиты окружающей среды, и прежде всего воздушного и водного бассейнов.

 

Обобщая проблемы старопромышленных индустриальных регионов России и Украины на примере приграничных областей, Директор Центра межрегиональных исследований, к.э.н. Дмитрий Ломсадзе, обратил внимание экспертов на схожесть эволюционных процессов трансформационного перехода и адаптации к работе в рыночных условиях Воронежской области и регионов Украины. В частности общими чертами являются современный этап динамичных процессов в развитии экономики Воронежской области напрямую связан с радикальными изменениями в руководстве и управлении регионом. С марта 2009 года должность губернатора был назначен и приступил к своим обязанностямАлексей Васильевич Гордеев. С этого момента принципиально изменилась концепция управления регионом, сформировалась новая стратегия его развития. По факту в регионе произошла давно ожидаемая менеджериальная революция. Несмотря на неблагоприятные внешние факторы мирового экономического кризиса, и как следствие падение уровня деловой активности во многих регионах России, Воронежская область вполне успешно преодолела смутное время мировой рецессии и наиболее эффективно смогла реализовать антикризисный пакет организационных мер и программ развития региона. Собственно о результатах работы новой администрации и руководства Правительства Воронежской области и ее губернатора Гордеева А.В. можно судить по данным о состоянии экономики региона на текущий период. В

Выводы и предложения экспертной группы круглого стола:

Рассмотренные вопросы и проблемы, обсуждаемые участниками круглого стола в ходе заявленной темы, позволили выявить угрозы и вызовы, мешающие реализации проектов интегрирования, как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровне. Одной из серьезных проблем при формировании Еврорегиона «Донбасс», равно как и прочих совместных трансграничных проектов международного сотрудничества, эксперты видят в однобокой и не гибкой политике государств, не достаточно учитывающих уникальный синергетический феномен трансганичности. Трансграничные регионы, как специфические социально-культурные, и только потом экономические пространства, образуются на низших уровнях как социумы, социально-территориальные общности. Международные социально-культурные регионы традиционно образуются там, где соседствуют страны со сходным этническим и (или) религиозным составом населения и имеют общее историческое прошлое. Это, так называемые, гомогенные регионы, выделяемые по принципу сходства культурно-цивилизационных признаков. Поэтому, успешная реализация проекта Еврорегиона «Донбасс», как исторически сформированной трансграничной территории, возможна только при условии наличия проницаемости пространства. Т.е. возможности свободного осуществления социально-экономических и межкультурных связей в силу того, что ключевым моментом наличия любой трансграничности является принцип свободного пересечения государственной границы по единой целостной территориальной системе. Переход на жесткую систему визового пересечения границы для всех граждан стран (в том числе и СНГ) не являющихся участницами Таможенного Союза с 2015 года является серьезной угрозой развития интеграционным межрегиональным процессам при условии неприсоединения Украины к ТС.

Оценивая современные вызовы, угрозы и ограничения социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс», эксперты пришли к выводу, что перспективы Еврорегиона «Донбасс» в значительной степени во многом зависят как от межгосударственных отношений России и Украины, так и от международных отношений этих государств с остальным миром. Но в то же время, не в меньшей степени, имеющиеся и развивающиеся традиционные горизонтальные связи между регионами России и Украины, могут быть основой для эффективной реализации проекта Еврорегиона «Донбасс» и в дальнейшем должны стать хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества трансграничных территорий, позитивно влияющим на общий ландшафт двусторонних российско-украинских отношений.

Фотографії і інформація


Сайт журнала Актуальні проблеми економіки Сайт журнала Юридична наука Сайт журнала Я, Студент